• Штейнберг Леонид

Ищите и обрящете I

Updated: Jan 22


Здравствуйте, дорогие подписчики!

Сколько раз вы читали в моих постах фразы типа:

«давайте найдем корень этого слова». В следующий момент я писал слово и говорил вам, какой в нём корень.

Ученик – тальмИд – תַלְמִיד

Корень: лямед (ל), мем (מ), далед (ד).

Диктант – hахтавА – הַכְתָבָה

Отбросим буквы hэй (ה) в начале и в конце слова, являющиеся приставкой и окончанием соответственно, и останемся с корнем каф (כ), тав (ת) и вет (ב).

Нашелся умник, небось, думали вы, читая такие излияния. Легко найти корень слова, которое знаешь. А что делать, если я вижу его в первый раз и понятия не имею о таком корне? Вот об этом, я и хочу поговорить сегодня.

Сначала несколько фактов. О некоторых из них вы, скорее всего, уже слышали. Некоторые могут вас удивить. Итак:

  1. В иврите 23 буквы. Да 23, а не 22. Буква шин (ֹש) и син (שֹ) – это две разные буквы. При изменении слова они никогда не взаимозаменяемы. В отличие, например, от каф (כּ) и хаф (כ), бет (בּ) и вет (ב), пей (פּ) и фей (פ).

  2. Ивритский корень состоит, обычно, из 3 букв. Реже из 2 или 4. Есть несколько случаев 5-буквенных корней, но о них мы говорить не будем. Вообще, сегодня разговор пойдет только о трёхбуквенных корнях.

  3. Любая буква ивритского алфавита может быть коренной.

  4. Слово в иврите состоит не только из корня. В нём так же есть приставки, окончания и вставки. Всё вместе это называется аффиксами. Например: в слове тальмидА (תַלְמִידָה) корнем являются буквы лямед (ל), мем (מ), далед (ד). Буква тав (ת) – приставка, hей (ה) – окончание, а йуд (י) – вставка.

  5. И последний самый важный факт: из 23 букв алфавита роль аффиксов могут исполнять всего одиннадцать. Чтобы хорошо и просто их запомнить, еще аж в 11-ом веке выдающийся еврейский поэт и философ Шлёмо Ибн Гвироль придумал мнемоническую фразу: אני שלמה כותב – анИ шлЁмо котЭв Сама по себе она не имеет никакого смысла и может быть переведена как «я Шломо пишу». Но дело не в переводе. Присмотритесь еще раз к этому предложению. Оно состоит из 11 букв. Каждая из них встречается всего один раз. Слово Шломо написано без буквы вав (ו) потому, что в танахических именах вав (ו), обозначающая звук «о», опускалась. Именно поэтому мы пишем: Моше – מֹשה Яков – יַעֲקֹב Шлёмо – שְלֹמֹה Но буква вав (ו) все-таки присутствует в слове כותב.

С фактами разобрались. Теперь попробуем понять, чем они могут нам помочь.

Приблизительно год назад я выставил пост «Остановки и Мельницы». Для тех, кто пропустил или подзабыл, о чём идёт речь, его можно найти здесь. В нем мы разбирали два идентично звучащих, но абсолютно разных по значению слова:

Станция, остановка – таханА – תַחֲנָה

И

Мельница – таханА – טַחֲנָה

Давайте взглянем на них теперь через призму вновь приобретенных нами сегодня знаний.

Допустим, мы встречаемся со словом мельница – таханА – טַחֲנָה в первый раз в жизни.

Как нам найти его корень? Я бы рассуждал так:

  1. Раз большая часть корней в иврите содержит 3 буквы, скажем, что корень этого слова так же состоит всего из трёх букв. Но из каких?

  2. В этом слове нет вставок в виде йуд (י) или вав (ו), значит корнем являются либо тет (ט), хет (ח), нун (נ), либо – хет (ח), нун (נ), heй (ה).

  3. Если правильно второе предположение, то тогда буква тет (ט) в слове טַחֲנָה должна быть приставкой.

  4. Но тет (ט) не является частью предложения אני שלומו כותב А раз так, эта буква не может играть роль аффикса, а в нашем случае приставки. То есть – это корневая буква.

Это значит, что мы нашли корень: тет (ט), хет (ח), нун (נ)

Лично я на этом бы не остановился и спросил себя. А знаешь ли ты еще слова с этим корнем? Открыл бы словарь и нашел в нем, например, всем известное кушанье

тхИна – טְחִינָה

где уже есть вставка йуд (י) и окончание hей (ה).

Покопавшись еще немного, я бы нашел так же глагол

Молоть, размалывать – литхОн – לִטְחוֹן

который связал бы мне все эти слова воедино и объяснил взаимосвязь между ними.

Отлично! Почему бы нам не провести такое же рассуждение для второго слова?

Остановка – таханА – תַחֲנָה

  1. В данном случае корневыми буквами могут быть либо тав (ת), хет (ח), нун (נ), либо – хет (ח), нун (נ), hей (ה).

  2. Если правильно второе предположение, то буква тав (ת) является приставкой. В соответствии с мнемоникой אני שלמה כותב это возможно, так как тав (ת) является частью слова כותב.

  3. Допустим, что это так. Тогда корень состоит из букв хет (ח), нун (נ), hей (ה).

  4. Допустим, что такой корень существует, и попробуем создать из него глагол биньяна ПААЛь. Получим слово: ляханОт – לַחֲנות

Открываем словарь и… та-даааааааааааам!

Парковаться (о машине) – ляхнОт или ляханОт – לַחְנוֹת\לַחֲנוֹת

Связано ли слово «станция, остановка» с глаголом «парковаться»? Естественно! Связь в данном случае очевидна. После этого я бы покопался еще чуточку и нашел или вспомнил бы слово

Стоянка машины – ханаЯ – חֲנָיָה

После этого у меня не осталось бы уже никаких сомнений в своей правоте.

Отзывы, вопросы, комментарии и пожелания отправляйте мне на мейл: ivritmleonid@gmail.com

Для заказа индивидуальных уроков, звоните мне на +972-54-2112628

- Контакты - 

Свяжитесь со мной

Леонид Штейнберг

  • Black Facebook Icon

© 2017-2020 Иврит им Леонид